АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. В данном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют 2 критерия успешной адаптации:
- внешний – проявляется в адекватности поведения ребёнка способности легко и точно выполнять требования среды.
- внутренний – эмоциональная удовлетворённость.
Адаптации к саду проходит в 3 этапа:
1.острая фаза (период дезадаптации)
Сопровождается колебаниями настроения и самочувствия, что приводит в снижению веса, частым распираторным заболеваниям, нарушению сна, ухудшению аппетита, торможении речевого развития. Длится в среднем 1 месяц.
2.подострая фаза (собственно адаптация)
Поведение ребёнка приобретает адекватный характер. Может замедлится темп развития, особенно психического, по сравнению с возрастной нормой. Длится в среднем 3-5 месяцев.
3.фаза компенсации (период адаптированности)
Темп развития ускоряется, в результате чего дети к концу года соответствуют возрастной норме. Поведение становится более спокойным.
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ НЕГАТИВНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ:
- физиологические проявления:
- повышение температуры и давления;
- временная остановка роста;
- снижение иммунитета,
- увеличение простудных заболеваний;
- нервозность, ухудшение сна;
- временная остановка речевого развития.
- поведенческие проявления:
- упрямство;
- грубость;
- дерзость;
- неуважительное отношение к взрослым;
- лживость;
- лень;
- своеобразные негативные проявления в поведении – это попытки обратить на себя внимание.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ БЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ?
- старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребёнка к саду, потому что он чувствует Ваши эмоции;
- обязательно придумайте ритуал прощания и ритуал встречи (чмокнуть в щёчку, помахать рукой);
- по возможности, ребёнка в садик должен приводить кто-то один. Так он быстрее привыкнет к расставанию по утрам;
- не обманывайте ребёнка, забирайте его домой вовремя, как пообещали;
- разрешите ребёнку брать с собой в сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме;
- в присутствии ребёнка избегайте критических высказываний в адрес детского сада и сотрудников;
- в выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка;
- не отучайте ребёнка в период адаптации от вредных привычек (сосание соски);
- создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье;
- на время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, цирка,театра;
- будьте терпимее к его капризам;
- не пугайте, не наказывайте его садом;
- уделяйте ребёнку больше своего внимания, играйте вместе с ним, каждый день читайте малышу;
- не скупитесь на похвалу;
- держивайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.